Specifics of incentive intentions appearance in the scientific text.
Keywords:
incentive construction, incentive saying, incentive, functional-semantic field, core, semi-periphery, the periphery, scientific textAbstract
The varieties of representation of incentive in scientific text are considered. Functionalsemantic field of incentive modality is allocated. Identified and described are the core, semiperipheral and peripheral constructions of incentive intentions in scientific texts. The selected criterion for the classification of the sentences is presence of specialized single-word morphological form for the expression of incentive. Special place is given to the imperative sentences with the predicate expressed by performative. Incentive statements were differentiated taking into account the pragmatic factors. Clarified some of the features of use of certain types of incentive structures in different genres of scientific style of speech.References
Иосифова В. Е. Употребительность в естественном диалоге прямых и косвенных речевых актов, выражающих побуждение (на материале устной речи жителей г. Калуги. К проблеме изучения языка города) : дисс. на соиск. уч. степени канд. филол. наук : спец. 10.02.01 «Русский язык» / Вера Евгеньевна Иосифова. ‒ Калуга, 2005. ‒ 192 с.
Кобозева И. М. О первичных и вторичных функциях вопросительных предложений / И. М. Кобозева // Текст в речевой деятельности (перевод и лингвистический анализ). ‒ М. : Ин-т языкознания АН СССР, 1988. ‒ С. 39-42.
Конрад Р. Вопросительные предложения как косвенные речевые акты / Р. Конрад ; пер. с нем. В. А. Плунгяна // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. ‒ М. : Прогресс, 1985. ‒ С. 216-227.
Михальская А. К. Педагогическая риторика : история и теория : уч. пособие / А. К. Михальская. ‒ М. : Академия, 1998. ‒ 432 с.
Мясоєдова С. В. Категорія спонукання і її вираження в непрямих висловленнях сучасної української мови : автореф. дис. на здобуття ступеня канд. філол. наук : спец. 10.02.01 «Українська мова» / С. В. Мясоєдова. ‒ Харків, 2001. ‒ 16 с.
Остин Дж. Л. Слово как действие / Дж. Л. Остин ; пер. с англ. А. А. Медниковой // Новое в зарубежной лингвистике : Вып. 17. Теория речевых актов ; общ. ред. Б. Ю. Городецкого. ‒ М. : Прогресс, 1986. ‒ С. 22-129.
Проблемы функциональной грамматики. Полевые структуры / Отв. ред. А. В. Бондарко, С. А. Шубик. ‒ СПб. : Наука, 2005. ‒ 480 с.
Романова Л. А. Прагматика дискурса в ситуации учебной коммуникации в условиях постмодернизма / Л. А. Романова // Актуальные проблемы образования современной России на постсоветском пространстве : материалы ХХI межвузовск. научно- практической конференции. ‒ Тверь : Международная ассоциация образования, 2008. ‒ С. 196-201.
Шутова О. А. Поучающий дискурс : коммуникативно-прагматические и жанровые особенности (на материале украинских, русских, английских, французских фольклорных дидактических текстов) : дисс. на соискание научной степени канд. филол. наук : спец. 10.02.15 «Общее языкознание» / Ольга Александровна Шутова. ‒ Горловка, 2011. ‒ 208 с.